12 Шагов и 12 Традиций
ДВЕНАДЦАТЬ ШАГОВ
И
ДВЕНАДЦАТЬ ТРАДИЦИЙ |
ДВЕНАДЦАТЬ
ШАГОВ
И
ДВЕНАДЦАТЬ
ТРАДИЦИЙ
ALCOHOLICS ANONYMOUS WORLD SERVICES, INC.
НЬЮ-ЙОРК
1989
© 1989 Alcoholics Anonymous World Services, Inc.
All rights reserved
Все права сохраняются за их владельцем
Translated from English
Copyright in the English language version of this work
is also owned by А.А.W.S., New York, New York
No part of this translation may be duplicated in any form
without the written permission of А.А.W.S.
Alcoholics Anonymous, А.А. are registered trademarks
of А.А. World Services, Inc.
First printing 1989
Fifth printing 1997
ISBN 0-916856-26-7
Перевод с английского
Авторские права на англоязычное издание этой книги
также принадлежат А.А.W.S., New York, New York
Никакая часть этого перевода не может быть скопирована в
какой-либо форме без письменного разрешения,
полученного от А.А.W.S.
Первое издание 1989
Пятое издание 1997
Адрес Содружества Анонимных Алкоголиков:
P.O. Box 459
Grand Central Station
New York, NY 10163, USA
Адрес Содружества Анонимных Алкоголиков в России:
129128, Москва 128, а/я 33.
Напечатано в России
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.
ДВЕНАДЦАТЬ ШАГОВ
Шаг Первый
“Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой”.
Кто согласится признать свое полное поражение? Признание своего бессилия — это первый шаг к освобождению. Связь между смирением и трезвостью. Психическая одержимость плюс физическая аллергия. Почему каждый член АА должен окончательно опуститься?
Шаг Второй
“Пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие”.
Во что мы можем верить? АА не требует, чтобы вы были верующими; Двенадцать Шагов — это только предложения. Важность отсутствия предвзятости. Разнообразие путей, ведущих к вере. АА в качестве заменителя Высшей Силы. Участь разочаровавшихся. Равнодушие и предрассудки — препятствия на пути. Утраченная вера обретена в АА. Проблемы интеллекта и самостоятельности. Негативное и позитивное мышление. Самодовольство. Неповиновение — характерная черта поведения алкоголиков. Второй Шаг — отправная точка на пути к здравомыслию. Правильное отношение к Богу.
Шаг Третий
“Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали”.
Третий Шаг можно сравнить с открытием запертой двери. Как сделать, чтобы Бог вошел в нашу жизнь? Наша готовность — это ключ. Подчинение как средство обрести независимость. Препоручение своей воли Высшей Силе. Злоупотребление силой воли. Постоянные личные усилия необходимы для подчинения Божьей воле.
Шаг Четвертый
“Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения”.
Как инстинкты способны превышать свое прямое назначение. Четвертый Шаг — это попытка обнаружить наши обязательства перед другими. Основная проблема инстинктивных побуждений — впадание в крайности. Неправильный подход к нравственной оценке может привести к чувству вины, претенциозности и обвинениям в адрес других. Наряду с недостатками, следует отмечать свои достоинства. Самооправдание опасно. Готовность провести моральную оценку приносит в жизнь свет и внушает уверенность в себе. Четвертый Шаг — начало той линии поведения, которая продлится всю жизнь. Обычные симптомы эмоциональной неуравновешенности — это беспокойство, гнев, жалость к себе и депрессия. Моральная оценка применяется к взаимоотношениям с другими людьми. Важность ее тщательного проведения.
Шаг Пятый
“Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений”.
Двенадцать Шагов уменьшают размеры нашего “я” до подлинных. Пятый Шаг труден, но необходим для достижения трезвости и душевного покоя. Традиция покаяния уходит в древность. Без решительного признания своих недостатков немногие смогут вести трезвый образ жизни. Что дает нам Пятый Шаг? Начало подлинного единства с людьми и Богом. Утратите чувство оторванности от людей; получите прощение и сами даруете его другим; познаете смирение, укрепитесь в честности и реалистическом отношении к себе. Опасность логических рассуждений. Как выбрать человека, которому можно довериться? В результате обретаете уравновешенность и осознание Бога. Единство с Богом и людьми подготавливает нас к последующим Шагам.
Шаг Шестой
“Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков”.
Шестой Шаг необходим для духовного развития. Это начало той работы, которую нужно вести всю жизнь. Признание различия между стремлением к поставленной цели и совершенством. Почему нужно делать многократные попытки. Личная готовность превыше всего. Необходимость начать действовать. Промедление опасно. Неповиновение может иметь роковые последствия. Пункт, в котором мы отказываемся от ограниченных целей и движемся навстречу Божьей воле.
Шаг Седьмой
“Смиренно просили Его исправить наши изъяны”.
Что такое смирение? Что оно может значить для нас? Широкая дорога к подлинной свободе человеческого духа. Необходимое средство для выживания. Ценность обуздания собственного “я”. Неудачи и горести, преображенные смирением. Сила, рождающаяся из слабости. Боль — цена вступления в новую жизнь. Эгоцентричный страх как главный источник недостатков. Седьмой Шаг — это новое отношение к жизни, которое позволяет нам двигаться навстречу Богу.
Шаг Восьмой
“Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними”.
Этот и два последующих Шага касаются личностных взаимоотношений. Научиться жить в мире с другими людьми — интересная задача. Препятствия к этому: нежелание прощать, отказ признавать свою вину перед другими, преднамеренная забывчивость. Необходимость основательного анализа прошлого. Углубленное понимание вещей как следствие этой основательности. Разные виды ущерба, который мы причиняем другим. Необходимость избегать крайности в суждениях. Принятие объективной точки зрения. Восьмой Шаг — выход из изоляции.
Шаг Девятый
“Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому”.
Душевный покой — первое условие, необходимое для разумности суждений. Удачный выбор времени важен при возмещении ущерба. Что такое смелость? Благоразумие означает взвешивание шансов. Компенсация ущерба начинается, когда мы вступаем в АА. Душевный покой нельзя купить за счет других людей. Необходимость осторожности. Готовность принять последствия нашего прошлого и нести ответственность за благополучие других составляют суть Девятого Шага.
Шаг Десятый
“Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это”.
Можем ли мы оставаться трезвыми и сохранять душевное равновесие при любых обстоятельствах? Самоанализ становится жизненной потребностью. Признание, принятие и терпеливое исправление своих недостатков. “Эмоциональное похмелье”. Когда вы уладили счеты с прошлым, можно взяться за нынешние трудности. Разновидности моральной оценки. Гнев, недовольство, ревность, зависть, жалость к себе, оскорбленная гордость — все это вызывало потребность в алкоголе. Первая цель — обуздать самого себя. Гарантии против самовозвеличивания. Посмотрим на “доходы” и “расходы”. Исследование мотивов поступков.
Шаг Одиннадцатый
“Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого”.
Медитация и молитва — основные пути установления контакта с Высшей Силой. Связь между самоанализом, медитацией и молитвой. Незыблемое основание жизни. Как заниматься медитацией? Медитация не знает пределов. Индивидуальное приключение. Первый результат — душевное равновесие. А как насчет молитвы? Ежедневные просьбы о понимании воли Бога и о даровании нам силы исполнить ее. Действенность молитвы несомненна. Вознаграждение, получаемое за молитвы и медитацию.
Шаг Двенадцатый
“Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах”.
Радость жизни — тема Двенадцатого Шага. Действие — его ключевое слово. Давать, ничего не прося взамен. Любовь, свободная от соображений о цене. Что такое духовное пробуждение? Новое состояние сознания и обновленное бытие принимаются как дар. Готовность принимать дары входит в поведение, соответствующее Двенадцатому Шагу. Великолепная реальность. Награда за помощь другим алкоголикам. Виды работы по программе Двенадцатого Шага. Можно ли следовать этим принципам во всех делах? Однообразие, боль и несчастье обращаются во благо в результате выполнения предписаний Шагов. Трудности претворения в жизнь. “Два шажка и не больше”. Переход ко всем Двенадцати Шагам и демонстрация веры. Духовный рост — ответ на возникающие проблемы. Духовный рост — превыше всего. Подчинение других людей и чрезмерная зависимость от них. Переход к новой жизненной основе — давать другим и брать у других. Зависимость от Бога необходима для исцеления от алкоголизма. “Следуя этим принципам во всех наших делах”: внутренние взаимоотношения в АА. Отношение к материальным благам меняется. Меняются также представления о значимости собственной персоны. Восстановлена роль инстинктов в выполнении своего истинного предназначения. Понимание — ключ к правильному взгляду на жизнь, правильные действия — ключ к счастливой жизни.
ДВЕНАДЦАТЬ ТРАДИЦИЙ
Традиция Первая
“Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства АА”.
Без единства АА перестанет существовать. Индивидуальная свобода, но высокая степень единства. Ключ к парадоксу: жизнь каждого члена АА зависит от следования духовным принципам. Группа должна выжить, иначе никто индивидуально не выживет. Прежде всего — общее благополучие. Как лучше всего сообща жить и работать в группе.
Традиция Вторая
“В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет — любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители — всего лишь облеченные доверием исполнители, они не приказывают”.
Кто руководит АА.? Наш единственный авторитет в АА — это любящий нас Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Образование группы. Болезни роста. Комитеты, в которых заняты все по очереди, являются обслуживающим персоналом группы. Лидеры не управляют, они служат интересам всех. Есть ли настоящее лидерство в АА? “Заслуженный деятель” и “сострадающий проповедник”. Говорит коллективное сознание группы.
Традиция Третья
“Единственное условие для того, чтобы стать членом АА, — это желание бросить пить”.
Нетерпимость, основанная на страхе на ранних этапах деятельности. Отнять у алкоголика шанс стать членом АА — это иногда значит вынести ему смертный приговор. Отказ от правил членства. Два примера из опыта АА. Каждый алкоголик является членом АА, если он себя таковым считает.
Традиция Четвертая
“Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или АА в целом”.
Каждая группа АА ведет свои дела по своему усмотрению, за исключением тех случаев, когда это может грозить организации в целом. Опасна ли такая свобода? Группа, как и каждый отдельный ее член, должна действовать в соответствии с принципами, гарантирующими выживаемость. Два предупреждения об опасности: группа не должна предпринимать ничего, что могло бы нанести ущерб всей организации АА и не должна иметь побочных интересов, лежащих вне прямых задач АА. Пример: “Центр АА”, оказавшийся недееспособным.
Традиция Пятая
“У каждой группы есть лишь одна главная цель —донести наши идеи до тех алкоголиков, которые все еще страдают”.
Лучше уж делать что-нибудь одно, но хорошо, чем несколько дел плохо. Жизнь нашего Содружества зависит от этого принципа. Способность каждого члена АА понять новичка и добиваться его исцеления — дар Божий... передача его другим — наша единственная цель. Нельзя сохранить трезвость, если не наделять ею других.
Традиция Шестая
“Группе АА никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя АА для использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем не отвлекали нас от нашей главной цели”.
Опыт показал, что мы не можем поддерживать никакие смежные предприятия, какими бы хорошими они ни были. Мы не можем быть всем для всех людей. Мы поняли, что не должны разрешать, чтобы под нашим именем осуществлялась какая-либо иная деятельность.
Традиция Седьмая
“Каждой группе АА следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне”.
Ни одна традиция АА не рождалась в таких муках, как эта. Всеобщая бедность в начале деятельности как необходимое условие. Страх эксплуатации. Необходимость разделения духовного и материального. Решение жить только на добровольные пожертвования членов АА. Возложение прямой ответственности за поддержку своей штаб-квартиры на членов АА. Иметь на счету средства только на текущие расходы плюс разумный денежный резерв — такова политика штаб-квартиры.
Традиция Восьмая
“Содружество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определенной квалификацией”.
Нельзя смешивать Двенадцатый Шаг с денежной оплатой. Линия раздела между добровольной работой по программе Двенадцатого Шага и оплачиваемыми услугами. АА не может функционировать без наемного обслуживающего персонала. Профессиональные сотрудники не являются профессиональными членами АА. Отношение АА к промышленности, образованию и т.п. Работа по программе Двенадцатого Шага никогда не оплачивается, но те, кто обслуживают нас, стóят того, чтобы им платили.
Традиция Девятая
“Содружеству АА никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления; однако мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчиненные тем, кого они обслуживают”.
Специальные советы и комитеты. Конференция Центра Обслуживания, Совет попечителей и групповые комитеты не могут направлять директивы членам или группам АА. Никакое лицо и никакая группа лиц не может руководить АА. Отсутствие принуждения действует потому, что тот член АА, который не следует Программе, предложенной в Двенадцати Шагах, подписывает себе тем самым смертный приговор. То же самое относится и к группе. Страдания и любовь заменяют в АА дисциплину. Разница между духом авторитарности и духом служения. Цель нашего служения — сделать трезвую жизнь возможной для всех тех, кто к ней стремится.
Традиция Десятая
“Содружество Анонимных Алкоголиков не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя АА не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии”.
АА не занимает какой-либо позиции в публичных спорах. Нежелание бороться не является особой добродетелью. Наша главная цель — выжить и распространить идеи АА. Уроки Вашингтонского движения.
Традиция Одиннадцатая
“Наша политика во взаимоотношениях с общественностью основывается на привлекательности наших идей, а не на пропаганде; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и кино”.
Общественные отношения важны для АА. Хорошие отношения с общественностью служат спасению жизней. Мы нуждаемся в публичном освещении принципов АА, а не в рекламе отдельных его членов. Сотрудничество прессы. Личная анонимность при публичных контактах — краеугольный камень нашей общественной политики. Одиннадцатая Традиция — постоянное напоминание о том, что личным амбициям нет места в АА. Каждый член АА со временем начинает активно заботиться о сохранении нашего Содружества.
Традиция Двенадцатая
“Анонимность — духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности”.
Духовная сущность анонимности — самопожертвование. Подчинение личных целей общему благу —суть всех Двенадцати Традиций. Почему АА не могла остаться тайной организацией. Главным являются принципы, а не личности. Стопроцентная анонимность при публичных контактах. Анонимность — подлинное смирение.
Двенадцать Традиций
(развернутая форма)